В данной ситуации, в отличие от товаров надлежащего качества, о которых мы говорили выше, речь идет о таком продукте, у которого дефект появился изначально, ещё до того, как он был реализован, а покупатель, в свою очередь, заметил неладное лишь после покупки. Говоря о реальной возможности вернуть такой продукт, надо разобраться, какие права имеются у покупателя, который собирается вернуть покупку.

Права покупателя

Человек, купивший вещь, может истребовать:

✔️обмен на идентичный товар;
✔️произвести замену на продукты иного бренда, но с перерасчетом цены;
✔️сократить стоимость;
✔️ликвидировать сразу бесплатно дефект или возместить траты на починку;
✔️возврат денег;
✔️компенсировать убытки, которые он понес вследствие реализации ему товара.

Как вернуть товар — пошаговая инструкция

Первый шаг к возвращению приобретенной вещи изготовителю – убедиться, что у человека есть возможность выдвинуть требование по дефекту.
Для этого нужно проконтролировать, не пропущены ли такие временные отрезки, как гарантийный срок или срок годности товара. Если срок не обозначен, то в ход идет «разумный срок», который предполагает, что в пределах двух лет со дня реализации товара у человека есть возможность его вернуть.

Что будет, если гарантийный срок не установлен или же он составляет менее двух лет? В пределах этого разумного срока потребитель имеет право вернуть продукт, но он должен доказать, что недостаток появился не после реализации, а до неё, тем самым доказав, что в процессе порчи нет участия потребителя.

Второй шаг – необходимо подготовить документ.
Пишем претензию, указываем данные заявителя, его адрес, наименование продукта, дату и место приобретения, способ оплаты, обнаруженные недостатки, время и обстоятельства, при которых были обнаружены эти недостатки. Заявляем отказ от реализации договора купли-продажи и требуем вернуть сумму, равную стоимости вещи.

Стоит показать ксерокопию документов, которые подтверждают приобретение и оплату. Если же у заявителя не имеются бумаги (с учетом того, как часто люди от чека избавляются, думая, что он не понадобится больше), то потребитель, чтобы подтвердить приобретение и оплату, может ссылаться на свидетельские показания.

Третий шаг – проверить качество продукта.
Велика вероятность, что изготовитель захочет проверить продукт. Допускается проведение экспертизы за счет изготовителя, в ней приобретатель вправе принять участие, как и в самом контроле.

Заявитель имеет право оспорить заключение экспертов в судебном порядке. Необходимо учесть, что одним из результатов экспертизы может быть выявление недостатка, образовавшегося после передачи продукта. В таком случае покупателю придётся возмещать расходы, которые понёс продавец.

Четвертый шаг заключается либо в добровольном возврате средств либо в принудительном через суд.
Добровольный вариант очень простой: срок возврата составляет десять суток с момента предъявления претензии. Продавец, отдавая деньги, не вправе оставить себе часть из них, основываясь на том, что продукт был реализован и использован.

Принудительный вариант подлиннее. Покупатель должен обратиться с исковым заявлением «о возврате уплаченных за некачественный товар денежных средств» в суд.

В варианте с принудительным взысканием есть свои плюсы:

✔️за нарушение временного отрезка по возврату можно взыскать неустойку;
✔️компенсация морального вреда (по желанию истца);
✔️суд может целиком или отчасти повесить на продавца (в суде он будет ответчиком) судебные расходы, которые понес покупатель (он же истец);
✔️суд может взыскать с изготовителя в пользу истца штраф.